ACDC писал(а):... Если его заменить на отечественный, то нужно быть очень внимательным, так как можно использовать только КТ3102БМ. Обратите внимание на вторую букву в маркировки транзистора должна быть обязательно буква "М". Установка обычного КТ3102Б приведёт к тому что мотор может не вращаться.
... это говорит о том, что он либо рассчитан на другое напряжение питания (например 9 вольт) или транзисторы установлены совершенно другие (лучше использовать BC557)
По поводу транзисторов уж очень строго

А относительно КТ3102 реплика вообще "не к месту", буква М означает пластмассовый корпус, без нее - корпус металлический, который более надежен, но дороже.
В этом устройстве, например, частотные свойства транзисторов практически можно не учитывать. Важно при подборе замены учесть напряжение насыщения для переключательных транзисторов, максимальный ток и максимальную мощность рассеяния. В позиции VT2 пригоден даже КТ315, В позициях VT3, VT9 - КТ815, КТ817 а VT4, VT5, VT7, VT8 - КТ814, КТ816. Вот выводы у них толще...
Для МОП ПТ важно и пороговое напряжение: для того же BS170P при токе 1 мА оно имеет интервал допустимых значений 0,8...3 В. Но этом устройстве порог значения не имеет, практически все МОП ПТ при напряжении на затворе 9 В открыты.
В
подобном обсуждаемому устройстве при замене ПП приборов на другие (из ящика

) полезно посчитать их реальную нагрузку, а не искать по магазинам точно такие, как использовал автор. Важно, чтобы транзисторы были исправны, а при монтаже не перепутать выводы.
ACDC писал(а):У меня лично мотор М2 в одну сторону крутится в одну строну нормально, во вторую очень вяло, при переключении даже иногда просто не хочет раскручиваться, приходиться ему помочь.
В этом случае один из транзисторов (VT4 или VT7) имеет недостаточно большой коэффициент передачи тока базы. Следует уменьшить сопротивление резисторов R34, R39 раза в три-четыре - до 8...10 кОм.