muhinb » 27 мар 2010, 20:10
Уважаемые участники форума.
Программа для центробежного регулятора создавалась для двигателя автомобиля «Москвич – 2140». Данные для расчетов я брал в журнале «За рулем». Там была статья по ремонту и восстановлению москвичевских распределителей зажигания, где давались характеристики распределителей зажигания. Возможно, что характеристики центробежных регуляторов Москвича и ВАЗ – 2109 сходятся.
Можно попробовать самому рассчитать характеристику и заложить ее в программу. Метод расчета описан в статье. Я пошлю в редакцию журнала «Радио» мои таблицы с расчетами, чтобы их опубликовали на FTP-сервере. В них видно что из чего получается.
Хочу внести ясность по использованию пакета программ:
- программа 3С реализует блок зажигания как обычный электронный коммутатор, имеющий три режима:
пусковой двух искровой, от 0 до 488 об/мин;
режим холостых оборотов, от 489 до 976 об/мин, в котором время зарядки катушки зажигания составляет 6мс;
рабочий режим, от 977 об/мин и выше, в котором время зарядки 5 мс.
- остальные программы реализуют блок зажигания как центробежный регулятор с одинаковой характеристикой в рабочем режиме от 977 об/мин и выше, т.е. увеличение угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Разница между программами в опережении зажигания на холостых оборотах т.е. до 976 об/мин.
Для чего это сделано? При регулировке зажигания на холостых оборотах при работающем двигателе, вращением распределителя зажигания можно достигнуть устойчивой работы двигателя на довольно низких холостых оборотах. Но это, как обычно, не является оптимальным углом зажигания для работы двигателя в рабочем режиме. Для этого режима опережение зажигания слишком большое, т.е. прослушивается детонационный стук. Поэтому приходится зажигание ставить позднее, пренебрегая устойчивой работой двигателя на холостых оборотах. Желательно, чтобы на холостых оборотах зажигание было пораньше, а при выходе на рабочий режим попозже. Хотя могут быть и варианты. Поэтому и создан пакет программ, в которых опережение зажигания начинается от 0 до 7 градусов. Номер программы указывает на начальный угол опережения зажигания на холостых оборотах, это указано и в «шапке» программы. Причем указанное опережение действует в интервале частот коленчатого вала от 732 до 976 об/мин. Затем скачкообразно, после превышения оборотов более 976 об/мин, выходит на рабочую кривую, т.е. на 4 градуса. Скорее всего колебания опережения и возникают в результате того, что холостые обороты близкие к 976 об/мин. Попробуйте их уменьшить.
Кроме того, в программах с литером «а», опережение на холостых оборотах изменяется не скачкообразно, а плавно в вышеуказанном интервале. Почему-то ни кто не написал, что устанавливал эти программы. Так что здесь можно поэкспериментировать. На моем «Москвиче» стояла программа 5а.
Относительно генераторного режима блока. Возможно, какой то из проводов прогорел внутри. На качество искры это особо не повлияет, но помеху может создать в бортовой сети очень сильную. Можно попробовать закоротить сопротивление R14.
При установке блока, кроме программы С3, нужно зафиксировать грузики механического центробежного регулятора. В противном случае характеристики обоих регуляторов суммируются, и получится опережение зажигания, превышающее все нормы. Результат: детонационный стук и прочие неприятности.
На FTP-сервере журнала «Радио» имеются осциллограммы основных точек блока. К осциллограммам я приложил схему, по которой можно проверить блок с помощью осциллографа. Для этого нужно вместо катушки зажигания включить в схему нагрузочное сопротивление порядка 100 ом. Контакты прерывателя нужно сымитировать герконовым реле Р типа РЭС-55 или РПГ, подключенным ко вторичной обмотке трансформатора напряжением 12-15В. Подключение реле напрямую к обмотке трансформатора даст частоту срабатывания контактов 100 Гц, что будет соответствовать 3000 об/мин, через диод-50 Гц или 1500 об/мин.
Если к щупу осциллографа, при измерении выходных сигналов, через сопротивление 1,5к подать входной сигнал от реле, то на осциллограмме видно будет оба сигнала и их положение относительно друг друга во времени, как это показано на осциллограммах 5 и 7. Если вместо трансформатора к реле подключить звуковой генератор, то можно проверить блок во всем интервале частот. Только реле нужно подключать через диод, в этом случае частота замыкания контактов реле будет соответствовать частоте генератора.