Karp » 04 ноя 2015, 08:21
Все, о чем буду говорить касается только автомобильных аккумуляторных батарей.
Что такое снижение напряжения на 25%? Не знаю как ведет напряжение под нагрузкой, но данные по холостому ходу есть и думаю, что они пропорциональны. Беру данные, приведенные в:
https://www.drive2.ru/b/441990/
Полностью заряженный аккумулятор при отсутствии нагрузки имеет напряжение 12,71 в. Снижение на 25% означает напряжение 9,53 в. Это означает полный глубокий разряд батареи.
Чтобы были понятны мои выводы, уйду в сторону. Когда-то у меня была иномарка под названием "Запорожец". Аккумуляторы на нем отслуживали до 8 лет. Сейчас аккумуляторы отслуживают порядка 3 лет. Решил разобраться: почему?
Чистый свинец слишком непрочен, его легировали сурьмой. Она является катализатором электролиза воды и аккумулятор легко "закипает" - таков побочный эффект легирования сурьмой. Для борьбы с выкипанием электролита сурьму стали заменять кальцием. Кальциевый аккумулятор трудно "перезарядить", т. е. довести до заметного выкипания электролита. Отсюда главное его достоинство - он, как правило, не требует долива дистиллированной воды и в этом отношении приближается к идеалу "необслуживаемого аккумулятора".
Но появились и побочные неприятности. Известна такая неприятность, как сульфатация аккумулятора. Есть море способов предотвращать и бороться с ней. Не буду затрагивать эффективность этих способов. У кальциевых аккумуляторов появилась новая неприятность: у них на пластинах могут появляться кристаллы сульфата кальция, снижающие емкость аккумулятора. Происходит это при разрядке более чем на 50% емкости. Две-три такие разрядки и аккумулятор можно выбрасывать. Отсюда очень интересный вывод.
И если на "классическом" свинцово-сурьмянистом аккумуляторе написано 60 А*ч, то это значит, что из него можно извлечь эти 60 А*ч, потом зарядить его и, если эти операции были проведены технически грамотно, снова иметь ёмкость 60 А*ч.
А если на "кальциевом" аккумуляторе написано 60 А*ч, то оказалось, что это значит, что они там есть, только брать их нельзя. Во всяком случае, полностью. Зачем тогда писать 60 А*ч? Написали бы 30 А*ч, это было бы честнее.
Мораль такая: ни в коем случае не используйте этот прибор для проверки емкости автомобильных аккумуляторов если достоверно неизвестен тип легирования свинца: сурьма или кальций.
А если очень хочется знать емкость, что делать? В принципе мне наверно не очень важна емкость. Мне важно знать качество, аккумулятора, сколько ему еще жить осталось. Сейчас а продаже появились недешевые приборы, которые за несколько секунд определяют якобы емкость аккумулятора. Но мне кажется, что это очередная дурилка. Насколько я понимаю, они замеряют напряжение без нагрузки и с нагрузкой. Подобная методика не имеет никакого отношения к измерению емкости. Это скорее всего измерение внутреннего сопротивления. А оно, внутреннее сопротивление, действительно растет по мере старения аккумулятора. Думаю попытаться сам слепить подобное, но пока не совсем ясен алгоритм работы.
Еще раз: полностью можно разряжать только сурьмянистые аккумуляторы, если кальциевый или неизвестный – ни в коем случае не делайте этого.